«Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Экспериментальная площадка

 

Проект муниципальной экспериментальной площадки

«Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста»

 

Тезисы

     Современное социо-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы дошкольного образования. Развитие растущего человека как социально-ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия, традиций своего народа. Необходимо отметить, что характеристикой современного этапа развития дошкольного образования является активизация поисков  в направлении социально-личностного и познавательно-речевого развития.

     В соответствии с приоритетными направлениями в дошкольном образованиии Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655) (далее ФГТ), которые предусматривают решение образовательных задач в самостоятельной и совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, образовательный процесс в ДОУ построен на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности дошкольника является ИГРА.

     Одним из предложенных направлений ФГТ выступает «Социально-личностное» развитие,  основой которого является общение ребенка со взрослыми (родители и педагоги ДОУ) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Подлинная самодеятельная игра это - ведущая деятельность дошкольника и является важнейшим средством социализации ребенка. В образовательной области «Социализация» представлены: общение и разнообразные виды детской деятельности, которые в широком культурном контексте выступают, как главные условия присвоения ребенком  нравственных общечеловеческих ценностей, форм, начал гражданственности, национальных традиций, любви к своей семье, к Родине, что является основой самосознания ребенка.

     Осуществляется этот процесс через решение следующих задач:

     · развитие игровой деятельности детей (сюжетно-ролевая игра);

     · приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

     · формирование гендерной,  семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

      В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами является расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формировании способов и средств познавательной деятельности, познавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем. Общение, как основная функция речи, представлена в образовательной области «Коммуникация». Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослым и сверстниками, которые представлены в игровых формах обучения общению: словесные, словесно-дидактические, игры драматизации, инсценировка, игры парами и т.д.

      Игровая деятельность пронизывает все разделы основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ "ЦРР-ДС "Радуга", что соответствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Однако, в современной педагогике то и дело появляются новые идеи термины, направления деятельности.

     В.М. Букатов, один  из главных  разработчиков  социо-игрового стиля обучения,  предлагает  воспитателям  детских  садов  осваивать достижения  театральной  и  народной  педагогики  для преобразования практики  занятий в детских садах, активно  сочетать традиционные  и  инновационные  подходы  в  работе  с  детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

      «Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В.М. Букатов.

      На основе контроля и анализа работы ДОУ сделаны выводы о том, что у  старших дошкольников недостаточный уровень  сформированности  коммуникативных и социально-личностных качеств, так как в режиме инновационной работы внедрением технологий занимается ограниченное количество педагогов. Логопед и музыкальные руководители применяют: логоритмику М.Ю. Картушиной; кинезитерапию О.И. Крупенчук; коммуникативные игры К. Орфа. Психолог, логопед широко используют: социально-эмоциональкые игры О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Сказкотерапию О.А. Шороховой с успехом внедряют педагоги одной из подготовительных  групп, чего явно не достаточно. Мониторинг творческого потенциала педагогов и внедрения инноваций показал недостаточный уровень знаний и умений в области применения инновационных технологий.

     В результате анализа возникла идея проекта, которая заключается в том, что для развития социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры воспитанников необходимо широкое системное использование данных технологий всеми педагогами ДОУ, а также  изменение  самого  подхода к воспитанию и обучению  - сделав его социо-игровым.

     Цель нашей работы заключается в следующем: систематизация работы по внедрению инновационных технологий, приемов и методов на основе социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками; развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.    

     Данный проект решает ряд воспитательно-образовательных задач: внедрение в воспитательно-образовательный процесс социо-игровых технологий, методов и приемов В.М. Букатова; внедрение и разработка методических рекомендаций  для педагогов и родителей, заинтересованных в творческом развитии детей; повышение педагогической компетенции в области применения социально-игровых подходов в воспитательно-образовательном процессе; создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель; система мероприятий по педагогическому, психологическому просвещению семьи; совершенствование материально-технической базы, предметно-развивающей среды, способствующей формированию и развитию социально-личностных качеств дошкольника.

     Новизна проекта  заключается в широком освоении инновационных технологий  на основе социо-игрового подхода  для  детей старшего дошкольного возраста среди воспитателей  ДОУ, что будет способствовать  легкой  адаптации при переходе из детского сада в школу. Ребенок,  имеющий знания, но не имеющий  социальных навыков  сформированного коммуникативного общения  очень трудно проходит  адаптационный период в школе,  именно поэтому  необходимо создать  психологический комфорт для ребенка в детском саду, для его эмоционального благополучия среди взрослых и сверстников, получения радости  и  удовольствия от взаимоотношений с ними. Создание организационно-педагогических условий эффективной работы групп старшего дошкольного возраста в МАДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга» для совместной деятельности педагогов, детей и родителей. По нашему мнению социо-игровой подход будет эффективен при следующих условиях:

     · осуществление эффективного резонанса применения инновационных технологий среди педагогической общественности ДОУ;

     · систематизации методических материалов;

     · организации взаимодействия педагогов и родителей по обеспечению единства действий в вопросах воспитания и обучения детей;

     · обеспечение преемственности с социальными институтами города;

     · усовершенствование материально-технической базы;

     · выпуска сборника методических материалов.

Выполнение вышеперечисленных условий будет способствовать более легкому прохождению адаптационного периода выпускниками детского сада при переходе в начальную школу.

 

Информация (прмежуточный отчет) о деятельности районной экспериментальной площадки за 2011-2012 гг.

 

Учреждение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка  - детский сад «Радуга» г. Тарко-Сале Пуровского района

Тема экспериментальной деятельности: «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста».

Цель эксперимента: Систематизация работы по внедрению инновационных технологий, приемов и методов на основе социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками. Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Этап эксперимента II этап – Формирующий (сентябрь 2011года – апрель 2013года)

Задачи этапа

1. Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, приемов и методов, лежащих в основе социо-игрового подхода.

2. Разработка содержания методических рекомендаций.

3. Определение комплекса мероприятий направленных на формирование личности старшего дошкольника, мониторинг уровня развития детей по образовательным областям «социализация» и «коммуникация».

4. Формирование позитивного общественного мнения и привлечения педагогической и родительской общественности в деятельности по проекту.

5. Диссеминация результатов работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в научно-практических конференциях, семинарах разного уровня, трансляция опыта работы в СМИ.

 

Отчет о результатах деятельности экспериментальной площадки (соответствие заявке, описание текущей актуальности результатов)

Продукты, риски, ограничения

Прогноз развития на следующий год (результаты самооценки)

Кейсы по результатам мероприятий

 

Разработаны методические рекомендации для педагогов по освоению социо-игрового подхода для детей старшего дошкольного возраста.

Продукты

Для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста проведены:

- мастер-классы,

- консультации,

- игровые тренинги,

- презентации.

 

Для педагогов разработаны методические рекомендации  по внедряемым технологиям, методам и приемам по освоению социо-игрового подхода:

- логоритмика М.Ю.Картушина;

- кинезиология  Крупенчук;

- сказкотерапия О.А.Шороховой;

- психогимнастика  Е.А.Пожиленко;

-коммуникативные игры К.Орфа;

- социально-эмоциональные игры  О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной;

- социо-игровые технологии приемы и методы В.Букатова.

 

 

Формируется «Банк педагогических инноваций»: методические разработки мероприятий, непосредственно организованной деятельности (К.Ш. Габдуллина,

С.С. Бахлул,

Г.Ф. Лаптева,

И.Д. Козырева,

Т.А. Ермоленко,

Г.М. Исаева).

 

Риски

На данном формирующем этапе не все педагоги ДОУ готовы  применять на практике полученные знания.

 

Ограничения

В связи с внедрением ФГТ были внесены изменения в годовой план. Мероприятия по внедрению социо-игрового подхода осуществлены в соответствии с планом работы на 2011 – 2012 учебный год, с изменениями сроков.

Пополнение «Банка педагогических инноваций».

Организация мероприятий с детьми в соответствии с годовым планом работы. Привлечение родительской общественности к воспитанию и обучению детей  с использованием игровой деятельности, более тесному сотрудничеству ДОУ и семьи.

 

Ожидаемые результаты I I этапа:

Сборник методических рекомендаций (описание технологий и содержание игр).

 

Усовершенствование предметно-развивающей среды.

 

Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника за счет органического единства воспитательного и образовательного процесса.

 

Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов.

 

 

 

 

«Формирование гражданственности и чувства любви, гордости к родине» - доклад с презентацией на МО воспитателей в рамках районного педагогического совещания работников образования. Воспитатель  Ермоленко Т.А.

 

Игровой тренинг для педагогов  ДОУ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» с использованием социо-игровых технологий, методов и приемов по В.М. Букатову». Старший воспитатель Михалева И.А.

Трансляция опыта работы в СМИ радио «Луч» по теме: «Обучение английскому языку в игровой деятельности» педагог дополнительного образования

Тойбар М.Ю.

 

 

Консультация «Внедрение в воспитательно-образовательный процесс социо-игровой  технологии приемов и методов  В.Букатова». Старший воспитатель Михалева И.А.

Кустовое методическое объединение по теме: «Использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»:

семинар-практикум по теме экспериментальной площадки «Социо-игровой подход в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста». Старший воспитатель Михалева И.А.,

педагоги дополнительного образования Зылевич И.А.,

Тойбар М.Ю.,

Воспитатели Ермоленко Т.А.,

Исаева Г.М..

 

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» с использованием социо-игрового подхода». Педагог дополнительного образования Зылевич И.А.

Семейный клуб «Содружество» для родителей старших групп по теме «Играя, развиваемся и растем».  Руководитель учитель-логопед В.А.Мальцева, старший воспитатель Михалева И.А., музыкальный руководитель И.В. Федосеенкова, педагоги дополнительного образования Зылевич И.А.,

Тойбар М.Ю..

 

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» с использованием социо-игровых технологий, методов и приемов по В.М. Букатову». Старший воспитатель Михалева И.А.

 

Родительская конференция по преемственности педагоги ДОУ совместно с педагогами школ города. В рамках проведения родительской конференции воспитатели ДОУ продемонстрировали на открытых занятиях для учителей и родителей использование социо-игрового подхода в непосредственно-образовательной деятельности.

 

Игровой тренинг для педагогов ДОУ «Игровые кинезиологические упражнения, методы и приемы, используемые в логопедической работе». Учитель-логопед Мальцева В.А.

Преемственность. Шашечный турнир среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Педагог доп. обр. по информатике.

 

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия и НОД по развитию связной речи дошкольников. О.А. Шороховой». Воспитатели Шевчук Е.А., Акопянц С.С.

Преемственность. Интеллектуальная олимпиада «Там, на неведомых дорожках» среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Психолог, логопед, педагог доп. обр. по информатике.

 

Мастер-класс по внедрению инновационной технологии логоритмика М.Ю.Картушиной; коммуникативные игры К.Орфа. Музыкальный руководитель Федосеенкова И.В., Трухан С.А.

«Формирование духовно-нравственной культуры средствами музыкального фольклора детей дошкольного возраста» - доклад с презентацией на МО воспитателей в рамках районного педагогического совещания работников образования. Федосеенкова И.В.

 

Презентация системы работы по патриотическому воспитанию «Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине». Воспитатели Ермоленко Т.А., Исаева Г.М.

Районный фестиваль творчества детей дошкольного возраста «Лучик в ладошке» - Дипломы 1 и 2 степени во всех номинациях.

 

Презентация для педагогов ДОУ социально-коммуникативных игр из опыта работы воспитателя «Игры, направленные на развитие социально-эмоционального воспитания дошкольников». Воспитатель

Калашникова О.В.

 

 

 

Информация (промежуточный отчет) о деятельности районной экспериментальной площадки на 2013 учебный год

 

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка  - детский сад «Радуга» г. Тарко-Сале Пуровского района

Тема экспериментальной деятельности: «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста».

Цель эксперимента: Систематизация работы по внедрению инновационных технологий, приемов и методов на основе социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками. Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Этап эксперимента: III этап –  (май 2013 - ноябрь 2013года)

Задачи этапа

1. Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, приемов и методов, лежащих в основе социо-игрового подхода.

2. Разработка содержания методических рекомендаций.

3. Определение комплекса мероприятий направленных на формирование личности старшего дошкольника, мониторинг уровня развития детей по образовательным областям «социализация» и «коммуникация».

4. Формирование позитивного общественного мнения и привлечения педагогической и родительской общественности в деятельности по проекту.

5. Диссеминация результатов работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в научно-практических конференциях, семинарах разного уровня, трансляция опыта работы в СМИ.

 

Отчет о результатах деятельности экспериментальной площадки (соответствие заявке, описание текущей актуальности результатов)

Продукты, риски, ограничения

Прогноз развития на следующий год (результаты самооценки)

Кейсы по результатам мероприятий

 

1.

Разработан и осуществлен план открытых мероприятий по использованию в воспитательно-образовательном процессе инновационных педагогических технологий (участники: воспитатели всех групп ДОУ, педагоги доп. образования, музыкальный руководитель, педагог психолог).

Продукты

Все педагоги, апробировали проведение открытых мероприятий с использованием социо-игровых технологий, а так же были проведены:

- мастер-классы,

- консультации,

- игровые тренинги,

- презентации.

 

Продолжено формирование  «Банка педагогических инноваций»: методические разработки мероприятий, непосредственно организованной деятельности и детско-родительских мероприятий:

С.А.Трухан,

 Т.В.Коленко

С.С. Бахлул,

А.В.Оксенюк

Г.Ф. Лаптева,

И.Д. Козырева,

Т.А. Ермоленко,

Г.М. Исаева,

О.А.Олифиренко,

 К.Ш. Габдуллина,

 

Риски

На данном формирующем этапе не все педагоги ДОУ активно используют на практике данные технологии.

 

 

Пополнение «Банка педагогических инноваций».

Организация мероприятий с детьми в соответствии с годовым планом работы. Привлечение родительской общественности к воспитанию и обучению детей  с использованием игровой деятельности, более к постоянному  планомерному сотрудничеству ДОУ и семьи. Активное включение родительской общественности в педагогический процесс.

Ожидаемые результаты I I этапа:

Расширенный сборник методических рекомендаций (описание технологий, содержание игр, конспекты занятий, других мероприятий).

 

Усовершенствование предметно-развивающей среды.

 

Значительная положительная динамика  в формировании социального и коммуникативного  развития выпускников ДОУ.

Значительный рост уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов в группах старшего дошкольного возраста. Применение социо-игрового подхода не только в работе со старшими дошкольниками, но и в группах младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

«Формирование гражданственности и чувства любви, гордости к родине» - доклад с презентацией на МО воспитателей в рамках районного педагогического совещания работников образования. Исаева Г.М..

 

2.

Практикум для родителей «Нам помогает веселый язычок» учитель-логопед В.А.Мальцева

Кустовое методическое объединение по теме: «Использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»:

семинар-практикум по теме экспериментальной площадки «Социо-игровой подход в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста». Старший воспитатель Михалева И.А.,

педагоги дополнительного образования Зылевич И.А.,

Воспитатели Непейвода В.Н., И.В.Вовченко, Е.А.Шевчук,

Исаева Г.М., учитель-логопед В.А.Мальцева, А.В.Оксенюк, С.А.Трухан, Г.Н.Сафиулина, Г.К.Рахматуллина, Г.Ф. Лаптева,

И.Д. Козырева, Т.В.Коленко.

 

3.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» педагог доп. образования И.А.Зылевич

 

4.

Индивидуальное (подгрупповое) занятие с детьми  с нарушениями речи «Автоматизация звука «Р» в слогах и словах», учитель-логопед В.А.Мальцева

 

5.

Семейный клуб «Содружество» тема «Изобретатель» для детей и родителей средних групп. Педагог доп. Образования А.В.Оксенюк

 

6.

Интегрированное занятие по экологии и музыкальному развитию «Зима не лето – в шубу одето!». Для детей старшего дошкольного возраста Педагог доп. Образования А.В.Оксенюк, музыкальный руководитель С.А.Трухан

 

7.

Семейный клуб «Содружество» тема «Мы играем день за днем, вместе с музыкой растем!» для родителей и детей младшего дошкольного возраста» музыкальный руководитель С.А.Трухан, педагог психолог Т.В.Коленко

 

8.

Кукольный театр с участием родителей для детей 1 мл группы «Колобок» воспитатель Ю.И.Масалимова

Преемственность. Шашечный турнир среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Педагог доп. обр. по информатике.

 

Преемственность. Интеллектуальная олимпиада «Там, на неведомых дорожках» среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Психолог, логопед, педагог доп. обр. по информатике.

 

9.

Семейный театр. Сказка «Теремок» с детьми ГКП воспитатель Э.Р.Кузнецова

 

10.

Игра «Путешествие на паровозе» 1 мл группа Ю.И.Масалимова

 

11.

Фольклорное развлечение «Рождение маленькой девочки Недко» социальный педагог О.В.Калашникова

 

Преемственность с социальными институтами города Пуровское казачество, казачье-кадетский класс СОШ№3, С.С.Филатов военный комисариат С.С.Акопянц, Е.А.Шевчук

 

12.

Семейный досуг в старшей группе «Лучше папы друга нет», совместное детско-родительское мероприятие Г.М.Исаева

 

13.

Семейный досуг в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух» совместное детско-родительское мероприятие Г.М.Исаева

 

Районный фестиваль творчества детей дошкольного возраста «Лучик в ладошке» - Дипломы 1 и 2 степени во всех номинациях.

 

14.

Математический КВН в старшей группе И.А.Алиева

 

Районный интеллектуальный марафон 3 место среди 18 команд.

 

15.

Встреча с интересными людьми «Люди героических профессий» старший дошкольный возраст Т.А.Ермоленко

 

16.

«Мы -  здоровыми растем!» спортивное развлечение в старшей группе с участием родителей М.А.Магомедова

 

17.

Совместная организованная деятельность педагога и детей 2 половина дня тема «Животные жарких стран» средняя группа И.Д.Козырева

 

18.

Родительское собрание «Дома вместе с папой» 2 младшая группа О.А.Олифиренко

 

19.

НОД: Развитие речи «Зимние фантазии» подготовительная группа С.С.Акопянц

 

20.

Развитие речи «Зимняя сказка средняя группа М.А.Магомедова

 

21.

Интегрированное занятие «Описание профессий» средняя группа Г.Ф.Лаптева

 

22.

«Что такое этикет?» » старший дошкольный возраст Т.А.Ермоленко

 

 

Отчет

о деятельности инновационной районной экспериментальной площадки

за 2013 год в сравнении с отчетными данными за 2012 год

 

1.    Фактическая часть отчета

1.    Общие данные

 

Наименование ОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка  - детский сад «Радуга»

г. Тарко-Сале Пуровского района

Тема РИП

«Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста»

Общие сроки реализации РИП

Январь 2011года – Ноябрь 2013года

Темы инновационных курсов прошедших руководителями РИП. Сроки и место их прохождения

«ФГТ к структуре ООПДО и к условиям реализации ООПДО» 2011 год, г. Москва

«Менеджмент организации» 2013 год, г. Омск

 

2012 год

(кол-во чел, %)

2013 год

(кол-во чел, %)

Общее количество задействованных в реализации РИП работников

 10 / 27%

27 / 79%

Количество и процент прохождения инновационных курсов от общего числа задействованных в реализации РИП работников

 5 / 50%

 5 / 19%,

с учетом новых участников эксперимента, которые прошли курсовую переподготовку в 2012 г. 10 / 38%

2.    Организации-партнеры с указанием их функций

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Тарко-Сале, в лице директора Дойниковой Татьяны Степановны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Тарко-Сале, в лице директора Кортуновой Галина Евгеньевна.

Муниципальное учреждение культуры Пуровский районный историко-краеведческий музей г. Тарко-Сале, в лице директора Верхогляд Галина Юрьевна.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Таркосалинская детская школа искусств, в лице директора Куприенко Гулико Гурамовна.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тарко-Сале, в лице директора Дюшко Любовь Васильевны.

МОУ ДОД Пуровский дом детского творчества

Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Тарко-Сале», в лице директора Мякота Оксаны Вячеславовны.

 

2012 год

Преемственность детского сада и социальных институтов города осуществляется в соответствии с планом работы на учебный год: организация совместных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, для педагогов и родителей.

 Цикл совместных мероприятий в краеведческом музее, в группах ДОУ налажен тесный контакт с представителями пожарной части и государственной инспекцией безопасности дорожного движения, кадетами СОШ №2.

 

2013год

МБОУДОД «Таркосалинская детская школа искусств» - Концерт для детей старшего возраста в рамках реализации проекта «До-Ми-Соль». Выступление детей подготовительных групп в 3 городской олимпиаде «Музыкальные бусинки» - театрализация сказки «Репка».

Районный Центр национальных культур – Участие руководителя, детей в развлечении для детей старшего  дошкольного возраста по национально – региональному компоненту «Рождение девочки Недко». Выступление детского ансамбля «Северное сияние» под руководством Елены Решетняк.

МУ «Комплексный центр обслуживания населения Пуровского района» - Проведение на базе МАДОУ спортивных мероприятий по плану работы Центра. Детский концерт, посвященный Дню согласия и единства, для отдыхающих  Центра.

МБУК «Пуровский районный историко – краеведческий музей» - Проведение занятий по культурно – образовательной программе дошкольников «Наш край» в рамках работы мини – музея «Музей из старинного мешочка». Участие детей,  родителей и педагогов в конкурсе творческих работ «Моя музейная страна».

Участие детей,  родителей и педагогов в конкурсе творческих работ «Ледниковый период».

Посещение детьми старшего дошкольного возраста выставок, организованных в музее.

МБУК «Централизованная библиотечная система г. Тарко–Сале» Детская библиотека - 

Экскурсии и познавательные занятия, направленные на всестороннее развитие личности дошкольников:

- «Осенний переполох»

- «Весёлый светофорчик»

 - «В том краю, где мы живём»

 - «Герои любимых сказок»

«Любимые страницы» - конкурс юных чтецов стихотворений, посвященных 100-летию со дня рождения Сергея Михалкова.

« Волшебная страна  фантазёров» - выставка творческих работ по произведениям  Н.Носова.

Участие детей,  родителей и педагогов в конкурсе творческих работ «Мой небольшой, но славный городок Тарко–Сале».

Участие детей подготовительных групп в концертной программе «Мой небольшой, но славный городок Тарко – Сале». 

МКООУ «Санаторная школа  - интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

Участие руководителя, детей в развлечении для детей старшего  дошкольного возраста по национально – региональному компоненту «Рождение девочки Недко».

Выступление детей старшего школьного возраста с новогодним поздравлением «В гостях у Снегурочки».  

3.     План реализации проекта «Освоение социо-игрового подхода к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» МДОУ ЦРР – детский сад «Радуга»

 

Задачи

Сроки

Ответственный

 

Январь

2011 –

август 2011

Сентябрь 2011

- апрель

2013

Май – ноябрь

2013

 

1.Организационные основы для реализации

 

1.1. Изучение нормативно-правовой базы.

+

+

 

Заведующий, зам. зав. по ВМР, старший воспитатель, музыкальные руководители,

педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги

 

1.2. Сбор методических материалов.

+

+

 

 

1.3. Создание проекта.

+

 

 

 

1.4. Утверждение проекта  на педагогическом совете, начало реализации.

+

 

 

 

2. Реализация проекта по освоению социо-игрового подхода

 

2.1. Изыскать дополнительные возможности для реализации проекта «Освоение социо-игрового подхода к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста».

 

+

+

Заведующий, зам. зав. по ВМР, старший воспитатель, музыкальные руководители,

педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги

 

2.2. Контроль  реализации  проекта  педагогами ДОУ.

 

+

+

 

2.3.Проведение диагностического обследования детей.

 

+

+

 

2.4. Вовлечение родительской общественности  в реализацию проекта.

 

+

 

 

2.5. Сотрудничество с социальными институтами города.

+

+

+

 

3. Работа с кадрами

 

3.1. Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов:

-обучение в высших учебных заведениях;

-курсы повышения квалификации;

-аттестация педагогических работников;

-распространение и внедрение передового педагогического опыта: показ открытых занятий, участие в педагогических советах, мастер-классах, семинарах, работе методических объединений.

+

 

+

 

+

Заведующий, зам. зав. по ВМР, старший воспитатель, музыкальные руководители,

педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги

 

3.2. Диссеминация опыта работы по использованию социо-игровых подходов в воспитательно-образовательной деятельности.

 

 

+

 

+

 

3.3. Изучение  методической и специальной литературы, опытов работы других образовательных учреждений.

+

 

+

+

 

3.4. Изучение

и внедрение эффективных технологий, методов и приемов по освоению социо-игрового подхода, таких как:

- логоритмика М.Ю.Картушина;

- кинезиология  Крупенчук;

- сказкотерапия О.А.Шороховой;

- психогимнастика  Е.А.Пожиленко;

- коммуникативные игры К.Орфа;

- социально-эмоциональные игры  О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной;

- социо-игровые технологии приемы и методы В.Букатова.

+

 

 

+

 

 

+

 

 

 

3.5. Разработка и внедрение методических рекомендаций по освоению социо-игрового подхода в воспитании и обучении старших дошкольников.

+

+

 

+

 

3.6. Мониторинг развития социальных и коммуникативных качеств личности старших дошкольников.

 

 

+

 

+

 

3.7. Определение перспективы  дальнейшей работы педагогов по вопросам развития социализации и коммуникации старших дошкольников.

+

+

+

 

4. Работа с детьми

 

4.1. Определение уровня развития каждого ребенка через комплексную диагностику:

образовательная область «Социализация»;

образовательная область «Коммуникация».

+

 

+

 

+

Зам. Зав. По ВМР, старший воспитатель,

педагог-психолог, учитель-логопед

 

4.2.Методы и приемы для создания платформы:

- экскурсии;

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- рассматривание иллюстраций;

- встречи с интересными людьми;

- взаимодействие со сверстниками;

- игры по сюжетам сказок;

- пение;

- рисование;

- различные виды театра;

- обсуждение и решение проблемных ситуаций;

-преемственность между ДОУ и начальной школой.

+

 

+

 

+

Зам. Зав. По ВМР,

педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители,

педагоги

 

5. Работа с семьями

 

5.1. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный  процесс направленный на развитие социальных и коммуникативных качеств личности ребенка:

- анкетирование;

- мастер-классы;

- тренинги;

- оказание консультативной помощи;

- дни открытых дверей;

- проведение совместных мероприятий, развлечений, соревнований;

- групповые родительские собрания;

- семейный клуб «Содружество» и др.

 

 

+

 

+

Заведующий ДОУ, зам. Зав. По ВМР, старший воспитатель,

педагоги ДОУ, музыкальные руководители

представители родительской общественности

 

5.2. Участие родителей во внутрисадовом  контроле.

+

 

+

 

+

Заведующий ДОУ, зам. Зав. По ВМР, старший воспитатель, представители родительской общественности

 

5.2.Информирование родителей об уровне развития  детей.

 

 

+

 

+

Педагоги, старший воспитатель, представители родительской общественности

 

6. Материально-техническое оснащение ДОУ

 

6.1. Совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ:

- изготовление атрибутов совместно с детьми и родителями;

- приобретение игрушек, дидактических, сюжетно-ролевых  игр;

- приобретение наглядно-дидактического материала.

+

 

+

 

+

Заведующий ДОУ, зам. Зав. По ВМР, зам. Зав. По АХР

 

 

2012 год

- Августовское совещание руководителей дошкольных учреждений – защита инновационного проекта на присвоение статуса экспериментальной площадки.

- Доклад с презентацией на МО воспитателей в рамках районного педагогического совещания работников образования «Формирование духовно-нравственной культуры средствами музыкального фольклора детей дошкольного возраста» - Федосеенкова И.В.

- Кустовое методическое объединение по теме: «Использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»: семинар-практикум по теме экспериментальной площадки «Социо-игровой подход в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста». Старший воспитатель Михалева И.А., педагоги дополнительного образования Зылевич И.А., Тойбар М.Ю., воспитатели Ермоленко Т.А., Исаева Г.М.. Где педагоги поделились опытом работы по применению социо-игровых технологий, методов и приемов по В.М. Букатову.

- Доклад с презентацией на МО воспитателей в рамках районного педагогического совещания работников образования по теме «Формирование гражданственности и чувства любви, гордости к родине» - Воспитатель Ермоленко Т.А.

- Трансляция опыта работы в СМИ радио «Луч» по теме: «Обучение английскому языку в игровой деятельности» педагог дополнительного образования Тойбар М.Ю.

- Информирование через обновление структуры и содержания сайта ДОУ www.radugatarko.caduk.ru.

- Всероссийский конкурс «Национальной премии в области образования» награждены Дипломом 2 степени воспитатели Ермоленко Т.А., Исаева Г.М. «За успехи внедрения инновационных проектов программ в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи – 2012»

- В I Международном конкурсе учителей «Профессионалы» Центра научной мысли г. Таганрога 6 Дипломов II степени в номинациях «Программы дополнительного образования детей», «Урок», «Работа с родителями», «Презентация в воспитательном процессе», «Внеклассное мероприятие».

 

Работа с родителями

Система работы с родителями по повышению уровня их компетентности в вопросах организации взаимодействия с семьями воспитанников включает в себя различные формы работы:

  • анкетирование;

  • консультации;

  • родительские собрания;

  • тренинги по овладению совместной игровой деятельности с ребенком;

  • участие родителей в мероприятиях ДОУ;

  • помощь в создании предметно-развивающей среды ДОУ (игровое оборудование);

  • Семейный клуб «Содружество» для родителей старших групп по теме «Играя, развиваемся и растем». Руководитель учитель-логопед В.А.Мальцева, старший воспитатель Михалева И.А., музыкальный руководитель И.В. Федосеенкова, педагоги дополнительного образования Зылевич И.А., Тойбар М.Ю.;

  • Родительская конференция по преемственности педагоги подготовительных групп ДОУ совместно с педагогами школ города. В рамках проведения родительской конференции воспитатели ДОУ продемонстрировали в НОД для учителей и родителей использование социо-игрового подхода в непосредственно-образовательной деятельности.

 

Работа с детьми

- В календарно-тематическое планирование внесена графа – «Методы и приемы по социо-игровому подходу», где отражены применяемые технологии, методы и приемы в течение дня.

- Организация совместной деятельности педагога с  детьми.

- Организация, подготовка и проведение мероприятий совместно с родителями и детьми.

- «Шашечный турнир» среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Педагог доп. обр. по информатике.

- Интеллектуальная олимпиада «Там, на неведомых дорожках» среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Психолог, логопед, педагог доп. обр. по информатике.

- Воспитанники ДОУ активные участники конкурсов:

  • Творческий конкурс чтецов «В гостях у дедушки Корнея» награждены Дипломами I, II, III степени – 4 участника.

  • Районный фестиваль творчества детей дошкольного возраста «Лучик в ладошке» - Дипломы 1 и 2 степени во всех номинациях.

  • Музыкальный городской конкурс «Музыкальные бусинки».

  • Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Ангел вдохновения» г. Санкт-Петербург – 5 участников, награждены Дипломами за активное участие

  • Всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты» в конкурсном туре «Мир игрушек-хохотушек» Дипломами лауреата награждены 3 участника.

 

2013год

4.    Использованные источники финансирования

 

Всего выделено средств на РИП (в руб.)

Израсходовано в 2013 г/

Израсходовано за январь-декабрь 2013 года

Дополнительные источники финансирования

Примечания

60000

60000 (израсходованы в 2012 году)

-

Спонсорские средства

-

      

II. Аналитическая часть отчета

1. Инновационный проект завершен в ноябре 2013года. Инновационная среда в ДОУ сформирована. Большинство педагогов работают в инновационном режиме.

С декабря 2013 года в ДОУ начинает реализацию следующий инновационный проект «Маленькие исследователи большого мира, или как воспитать  ребенка любознательным, самостоятельным, креативным».

2. Разработан и осуществлен план открытых мероприятий по использованию в воспитательно-образовательном процессе инновационных педагогических технологий (участники: воспитатели всех групп ДОУ, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, педагог психолог).

Практикум для родителей «Нам помогает веселый язычок» учитель-логопед В.А. Мальцева.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» педагог дополнительного образования И.А. Зылевич.

Индивидуальное (подгрупповое) занятие с детьми  с нарушениями речи «Автоматизация звука «Р» в слогах и словах» учитель-логопед В.А. Мальцева.

Семейный клуб «Содружество» по теме «Изобретатель» для детей и родителей средних групп, педагог дополнительного образования А.В. Оксенюк.

Интегрированное занятие по экологии и музыкальному развитию «Зима не лето – в шубу одето!». Для детей старшего дошкольного возраста педагог дополнительного образования А.В. Оксенюк, музыкальный руководитель С.А. Трухан.

Семейный клуб «Содружество» по теме «Мы играем день за днем, вместе с музыкой растем!» для родителей и детей младшего дошкольного возраста» музыкальный руководитель С.А. Трухан, педагог психолог Т.В. Коленко.

Кукольный театр с участием родителей для детей 1 мл группы «Колобок» воспитатель Ю.И. Масалимова. Семейный театр: сказка «Теремок» с детьми ГКП воспитатель Э.Р. Кузнецова. Игра «Путешествие на паровозе» 1 мл группа Ю.И. Масалимова

Фольклорное развлечение «Рождение маленькой девочки Недко» социальный педагог О.В. Калашникова

Семейный досуг в старшей группе «Лучше папы друга нет», «В здоровом теле – здоровый дух» совместное детско-родительское мероприятие Г.М. Исаев.

Математический КВН в старшей группе И.А. Алиева.

Встреча с интересными людьми «Люди героических профессий» старший дошкольный возраст Т.А. Ермоленко.

«Мы - здоровыми растем!» спортивное развлечение в старшей группе с участием родителей М.А. Магомедова.

Совместная организованная деятельность педагога и детей 2 половина дня тема «Животные жарких стран» средняя группа И.Д. Козырева.

Родительское собрание «Дома вместе с папой» 2 младшая группа О.А. Олифиренко.

Развитие речи «Зимние фантазии» подготовительная группа С.С. Акопянц.

Развитие речи «Зимняя сказка средняя группа М.А. Магомедова.

Интегрированное занятие «Описание профессий» средняя группа Г.Ф. Лаптева.

«Что такое этикет?» » старший дошкольный возраст Т.А. Ермоленко.

Родительское собрание будущих выпускников, педагогов школ города и педагогов ДОУ «Первый раз в первый класс» педагог психолог Т.В. Коленко, зам.заведующего по ВМР Э.И. Хазиева

3.    Информация о работе экспериментальной площадки размещалась на сайте ДОУ (в рубрике «Новости»), освещалась радиокомпанией «Луч» (эфирная справка), трансляция опыта на образовательном проекте Маааm.ru (2 свидетельства о публикации 2013 г., сертификат участника конкурса «Лучшая методическая разработка» Отчет о реализации инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки 2013 г).

4.    «Педагогический классификатор игровых заданий и упражнений, используемых в практической деятельности педагогов ДОУ»; «Золотые правила» социо-игровой технологии» (по В.М. Букатову); «Бабочка социо-игрового стиля обучения» материалы были распространены на кустовом методическом объединении по теме экспериментальной муниципальной площадки «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» апрель 2013 года.

5.    Воспитательно-образовательный процесс  стал более разнообразным, насыщенным, игровым. Родители (законные представители) стали активнее включаться в образовательный процесс, выступая  не только в роли зрителей и помощников, но и участников, ассистентов и т.д. Выпускники ДОУ легко адаптируются в школе.

6.    Мониторинг осуществлялся ежегодно по следующим показателям:

• диагностическое обследование уровня развития детей в соответствии с программными требованиями (по образовательным областям «Социализация», «Коммуникация»);

• диагностика «Адаптационный период в школе»;

2010-2011 уч. год 

Всего выпускников: 45 чел.

Сложности в адаптации 5 чел.  Адаптация прошла успешно  88,8 %

Выпуск 2012-2013 уч. год. Всего выпускников: 41 чел.

Сложности в адаптации 1 чел. Адаптация прошла успешно  97,6 %

Причины возникновения сложностей в адаптации: Нарушения речевого развития, не родной русский язык, недостаточный уровень сформированности эмоционально-волевого развития (отношение к школе положительное, но она больше привлекает внеучебной деятельностью).

• мониторинг творческого потенциала педагогов, внедрения инноваций. Разработан диагностический инструментарий.

7. Перечень внешних эффектов. Педагогическим сообществом ДОУ г. Тарко-Сале и п. Пуровск, в ходе МО март 2012г., апрель 2013г., была поддержана идея проекта, дана высокая оценка инновационным процессам в жизни детского сада.

8. Риски.

Преобладание учебных форм организации жизнедеятельности детей над игровыми.

• Недостаточное применение инновационных технологий, приемов и методов.

• Неумение планировать собственную деятельность и организовывать ее.

Не все педагоги ДОУ готовы  применять на практике полученные знания.

Компенсации негативных последствий: для минимизации рисков составлен и реализован 

План-график показов открытых мероприятий в ДОУ, в ходе подготовки и проведения которых педагогами реализованы и показаны приобретенные навыки.

• Мониторинг психологической готовности детей к школе.

• Обучение дошкольников способам планирования собственной деятельности с целью достижения результата.

9. Трудности и проблемы.  Нестабильность педагогического коллектива.

10. Проект завершен.

11. Выводы: Систематизирована работа по внедрению инновационных технологий, приемов и методов на основе социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками.

Внедрение проекта способствует развитию социальных качеств личности, формированию коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Педагогический коллектив не только сохранил ранее наработанный общекультурный уровень, но и укрепил веру в себя. Приобрести же веру в себя, воспитателям помогает живой интерес детей, который неизменно активируется, эффективно осуществляется в социо-игровой педагогике.

В ходе реализации проекта были сделаны выводы о том, что социо-игровой подход, его методы, приемы, технологии с незначительной корректировкой, целесообразно применять не только в старшем дошкольном, но и младшем дошкольном возрасте.

Опыт, накопленный в ходе реализации проекта, признан положительным и рекомендован для дальнейшего использования.

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»